Мифы о психологии и психологах |
В начало | На главную |
|
(продолжение) Миф 7: Психолог – это человек, у которого не может быть своих проблем (или как более агрессивная версия этого мифа: что это за психолог, если своих проблем не может решить?!) Опровержение: Скажите, а врачи болеют? Вот-вот, потому что никто не застрахован. Но это почему-то никого не удивляет. Психологи – обычные люди, у которых, как и у всех смертных, могут быть проблемы. Сказать, что у психолога не может быть личных проблем, это всё равно, что сказать, что врач-терапевт не может простудиться, а травматолог - сломать ногу. Преимущество психолога заключается в том, что он способен более эффективно решать свои проблемы. Обладая психологическими знаниями гораздо легче понять, в чем причина возникшей неприятности. Во время своего обучения, да и после него, психологи проходят личную психотерапию, в которой прорабатывают свои проблемы, которые конечно существуют. Миф 8: Психолог должен помогать НЕ ЗА ДЕНЬГИ, а например, из благородства души. Опровержение: тут сразу вспоминается про бесплатный сыр в мышеловке, о котором многие слышали, и даже попадались. Часто за благородством души скрываются совсем другие мотивы, и в этой «игре» благодетеля и облагодетельствованного клиенту достанется скорее роль проигравшего (или использованного). Оплата труда психолога - уже более понятный мотив его работы. Хороший психолог стал им не вдруг. Он долго и серьезно учился, повышал свой уровень, проходил свою длительную терапию (естественно, оплачивая ее), нарабатывал опыт, иными словами вложил огромное количество времени, сил и финансов в то, чтобы стать профессионалом в выбранной профессии. Поэтому работа психолога, как и любой другой труд, должна быть оплачена. Профессионал всегда уважает свой труд и свои вложения. Когда человек идет к юристу или парикмахеру, он же не рассчитывает, что специалист окажет ему услугу бесплатно? При этом готовность клиента платить - это тоже одно из свидетельств того, что «уже пора что-то серьезно менять». Это тоже одна из составляющих готовности к психологической работе, как немаловажный личный вклад клиента в будущий результат. Миф 9: Психолог – добрейшей души человек, который всегда поддержит и подбодрит. Опровержение: Наряду с мифом о всесильности психолога, устойчив миф о том, что психолог, психотерапевт - это специалист, который не может по определению причинить боль, то есть данный специалист имеет право только на “поглаживания”, и если клиент испытывает душевный дискомфорт в процессе работы, то это “неправильный” психолог, который «расстроил и обидел» клиента. Причем стереотип психолога как персонажа, исключительно развлекающего и радующегося жизни, присущ не только дилетантам, но и начинающим психологам. Последние боятся причинить клиенту неприятные переживания, и стремятся вызвать его доверие и улучшение состояния путем соглашения со всем сказанным. Между тем, для того, чтобы произошло настоящее “продвижение”, клиенту зачастую нужно испытать всю гамму чувств, обозначающих сопротивление изменениям: страх, растерянность, фрустрацию, агрессию и др. Профессия психолога предполагает не только “поглаживания”, но и изрядную долю провокации, поскольку работа с сопротивлением, как правило, более плодотворна. Задача психолога – помочь клиенту принять эти негативные эмоции, уловить, о чем они «говорят» и справиться с ними. Не стоит также забывать, что терапевт (как любой живой человек) может быть разным, просто это зависит он многих факторов, которые далеко не всегда бывают связаны с клиентом. Миф 10: Психологов стоит опасаться, потому что они могут что-нибудь внушить человеку без его ведома. Опровержение: В современном обществе действительно имеет место развитие подобного мифа. Подобные ситуации часто обыгрываются в кино и литературе. Делая подобное утверждение человек, с одной стороны, подозревает психолога в особых, скрытых от него целях, а с другой стороны, представляет себя пассивным и не способным к сопротивлению объектом воздействия со стороны более сильного субъекта. Психотерапия - добровольный процесс, возможный только в случае хотя бы минимального осознания клиентом своих затруднений и наличия мотивации к изменениям. Уже на первой встрече в совместном диалоге проясняется запрос клиента, и формулируются реально достижимые в терапии цели, соответствующие интересам клиента, которые становятся основным ориентиром в работе психотерапевта. Следует также особо подчеркнуть, что цель терапии определяет клиент. Терапевт со своей стороны отвечает, насколько ожидания клиента соответствуют реальным возможностям психотерапии и в случае необходимости помогает клиенту найти путь трансформации нераеалистичных ожиданий в реально достижимые. Так же как и при прояснении целей, так и в последующей работе клиент остается активным участником процесса, а не пассивным объектом воздействия со стороны психотерапевта. Психотерапевт никогда не сможет заставить клиента сделать что-то, с чем последний не согласен, даже если психотерапевт абсолютно уверен в правильности своей точки зрения. Даже такие психотерапевтические методы, которые используют гипноз и техники внушения не будут эффективными без согласия и сотрудничества клиента. Миф 11: К психологу стоит идти, когда уж совсем "приперло". Опровержение: Наши соотечественники так устроены, что многим кажется легче «тушить пожар», чем прогнозировать и «не дать ему разгореться». И в этом тоже есть особенность национального менталитета ( подробнее об этом здесь). Так ожидания клиента от психотерапии очень напоминают ожидания при скорой стоматологической помощи: когда зуб разболелся не на шутку, куда уж деваться? Однако в отличие от стоматологии, в жизни человека очень много граней, и выход из строя одной из них почти всегда влечет за собой обострение другой (-их). Сложности, накапливающиеся как снежный ком, затрагивают все сферы жизни, и чем больше сфер жизни затронуто, тем труднее со всем этим накопившимся разбираться. Кроме того, чем дольше человек оттягивает с решением проблемы, тем вероятнее эта проблема достигнет масштабов "болезни", которая в свою очередь потребует более длительного и серьезного "лечения" и основательной коррекции психотерапевтическими средствами на более глубинном уровне (что всегда дольше, сложнее и дороже). Поэтому совершенно необязательно ждать, когда "грянет гром и разразится буря", а лучше обратиться за помощью тогда, когда возникает первичное ощущение дискомфорта или тревоги по какому-то значимому поводу, или вы чувствуете, что не в состоянии разобраться в какой-то ситуации самостоятельно. Миф 12: О наличие универсального способа решения проблем, который подходит всем и каждому (и о котором хороший психолог точно осведомлен). Опровержение: Даже если такой способ и есть, мне он пока не известен, но думаю, если бы он нашелся, тут же появились бы и случаи, в которых этот способ оказался полностью беспомощным… А по поводу высокого профессионального уровня психолога, которому удалось такой универсальный способ помощи ВСЕМ ВОКРУГ изобрести, я лично сильно сомневаюсь… Хотя если такой психолог и есть – надо хорошенько приглядеться, нет ли у него случайно нимба над головой :-). ----------------------------------------------------- В данной статье наравне с собственными, были использованы несколько идей, озвученных другими авторами, однако авторство их установить не удалось в связи с многократным копированием статей в интернет-ресурсах без ссылок на автора. |
Наталия Холина. Психологическое консультирование | Правовая информация |