Об успешности психотерапии
Полезная информация На главную

Если человек болен, но его это устраивает, значит - он здоров      ©Н. Д. Линде

      Всегда, когда речь идет об эффективности психотерапии* (а также психологического консультирования), необходимо понимать, что данный процесс включает в себя три элемента: терапевта (или психолога-консультанта), клиента и терапевтические отношения между ними.
Следовательно, от взаимодействия этих трех элементов между собой, а также и от качества каждого из них будет зависеть общий итог, то есть успешность психотерапии.
Поэтому, для того, чтобы психотерапия дала высокий результат, успешными должны быть психотерапевт, клиент и, собственно, психотерапевтический процесс. Но нужно помнить, что и ответственность за результат разделяется пропорционально между тремя элементами этой связки.
Какими же качествами должен обладать каждый элемент?

Качества эффективного психотерапевта:
1.Личностные качества:
1.1. Естественная способность располагать к доверию.
1.2. Вера в собственную способность помочь человеку, ибо если нет веры - клиент это чувствует и это сказывается на успешности терапии (для этого, собственно, терапевту и необходимо обязательно проходить личную психотерапию, во многом, чтобы прочувствовать процесс изнутри, или иначе скажу – на собственной шкуре, а также убедиться в том, что она работает).
1.3. Способность получать удовольствие от работы.
1.4. Личная зрелость и опыт, способность понять культурный контекст другого.
1.5. Спокойное восприятие факта утраты, горя, смерти (даже собственной). И это логично, т.к. падающий в обморок психотерапевт, перевозбудившийся от услышанного, вряд ли способен оказать эффективную помощь.

2. Отношение к клиенту:
2.1. Дистанционная сердечность.
2.2. Эмпатия (это способность понять эмоциональное состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир, это умение прочувствовать то, что чувствует клиент).
2.3. Безоценочное принятие клиента.
2.4. Вера в то, что конструктивные изменения в клиенте возможны, что клиент может жить лучше.

3. Профессиональные характеристики:
3.1. Безусловная общая компетентность, наличие базовой подготовки.
3.2. Наличие собственного уверенного стиля работы.
3.3. Постоянное повышение квалификации, усовершенствование практического навыка, причем желательно как углубление в выбранном направлении, так и постоянное «расширение» горизонтов;
3.4. Знание и владение различными методами психотерапии, и понимание областей их применения, а также способность к импровизации новых методов, индивидуально адаптированных к каждому клиенту.
3.5. Знание себя и своих «минных полей» (умение отслеживать переносы и контр-переносы с каждым конкретным клиентом, а в идеале – получать супервизию у более опытного наставника с целью анализа и коррекции выбранной тактики в работе).
3.6. Наличие достаточного опыт личной терапии.
Очень важно, чтобы терапевт проявлял интерес к личности клиента и стимулировал интерес клиента к самому себе, а используемые технологии должны увлекать, заинтересовывать.
Также важным моментом является позитивный перенос на психотерапевта со стороны клиента собственных возможностей выздоровления. Задача терапевта - воспользоваться этим “кредитом” и вернуть его назад клиенту, чтобы тот мог сам справляться со сложностями своей жизни. В противном случае может развиться зависимость от других людей, в частности и от терапевта, что точно не принесет пользы клиенту...
Кроме эффективных качеств психотерапевта, хочу выделить и ряд недостатков, которые могут встречаться в консультативной практике:
- терапевт не чувствует сострадания к клиенту;
- терапевта как будто нет на сессии, нет ощущения его присутствия с клиентом;
- терапевт больше уделяет внимание тому, как он выглядит, чем тому, что он чувствует;
- терапевт не замечает невербальных сигналов клиента, ключевых слов, других сигналов, посылаемых клиентом на разных уровнях, или игнорирует их;
- терапевт говорит на языке, непонятном клиенту, речь бедна или наоборот, слишком сложна и засорена терминами.
Помимо этого, для многих психологов и психотерапевтов является “проблемными” темы смерти, отношения к деньгам и др.

Следующим элементом общего процесса эффективной психотерапии выступает эффективный клиент. Здесь задачей для психотерапевта является “перевод клиента от неэффективного состояния к эффективному”.

Качества эффективного клиента:
1. Собственное желание достижения изменений (не только на словах, но и на деле).
2. Вера в личные возможности терапевта и в конструктивные возможности психотерапевтического процесса.
3. Готовность к доверительному диалогу с терапевтом.
4. Готовность к встрече со своими проблемами и сильными переживаниями.
5. Личная активность в процессе терапии (в то время как российские клиенты чаще всего предпочитают, чтобы с ними что-то сделали, и в кратчайшие сроки).
7. Интерес к процессу терапии.
8. Готовность клиента к критической оценке приобретенных качеств, т.к. есть как дивиденды, так и издержки.

Впечатляет тот факт, что изначальная позиция “нашего” клиента очень сильно отличается от позиции “заграничного” клиента.
Тенденции зарубежных клиентов:
--- Жизнь должна быть легкой.
--- Клиент в активной роли. Клиенты компетентные, изучают соответствующую информацию в Интернете, литературе. Выполняют домашние задания. Ответственность за результат берет на себя сам клиент.
--- Настроены на продолжительные изменения. Не доверяют быстрой терапии.
--- Хотят разобраться в причинах болезни или проблеме глубоко.
--- Заявляют как о проблеме: депрессивное состояние и низкую самооценку.
--- Выбирают уже проверенные методы.
--- Больше работают с индивидуальными проблемами.
--- Доверие складывается не сразу, а при удовлетворении условий контракта.

Тенденции российских клиентов:
--- Жизнь по определению трудна.
--- Клиент занимает пассивную роль, а терапевт отвечает за результат. Домашние задания часто не выполняются клиентом.
--- Ожидают чудесного быстрого исцеления. Терапевт должен фиксировать улучшение.
--- Причины болезни или проблем видят в биологии, экологии или в “сглазе”. Ответственность за свое здоровье лежит во вне.
---О низкой самооценке, депрессивном состоянии часто не заявляют как о проблеме из-за социальной ретрофлексивной установки “а кому сейчас легко?”
--- Признают право экспериментаторских изысканий терапевта, приветствуют ноу-хау.
--- Признают большую роль семьи.
--- Имеют высокую неосознанную степень доверия к врачу, психологу.
Также у пост-советского человека наблюдаются:
- несформированность навыков результата;
- расщепление на думать, выражать и действовать (думаю одно, показываю другое, делаю третье);
- очень высокая степень контроля за действиями;
- антипатия к психиатрии и перенос этой антипатии на психотерапию.

Естественно, что эти факторы ослабляют эффективность психотерапии и требуют тщательной проработки.

Следующим компонентом успешной психотерапии выступает эффективный психотерапевтический процесс, который можно разделить на этапы: предварительный и собственно психотерапевтический.
Качества эффективного психотерапевтического процесса:
К основным качествам эффективного процесса психотерапии я бы отнесла следующие:
--- ненасильственность (выбор того, что исследуется в процессе терапии, делает клиент);
--- безоценочность (без деления на “хорошо” и “плохо”);
--- безопасность контакта, связанная как с внешней стороной психотерапии (место и окружающая обстановка, в которой проводятся консультации), так и с самим процессом межличностных взаимоотношений, которые хоть и бывают порой «поглаживаниями против шерсти», но точно не должны пугать или шокировать клиента, то есть здесь также очень важны доброжелательность и глубинное сопереживание. Отсюда же проистекают следующие пункты:
--- стабильность психотерапевта в своем психологическом состоянии;
--- наличие понятной самому психотерапевту стратегии в работе, а именно что и с какой целью он делает в контакте с клиентом;
--- наличие четкого психотерапевтического контракта между психотерапевтом и клиентом (это те условия, на которых работают терапевт и клиент), в котором оговорены такие стороны процесса, как график встреч, условия оплаты (также обозначены и случаи изменения оплаты), пропуск или опоздание на встречу, возможности отмены или переноса встречи, продолжительность встречи, наличие права «экстренного телефонного звонка» или «запланированного звонка», график отпусков, условия «плавного выхода» из терапии и пр. В некоторых случаях также идет речь о заключении антисуицидального контракта.
--- поэтапность процесса психотерапии (например: предварительный этап - диагностика или установление запроса; определение эффективной стратегии изменения; подключение ресурсов бессознательного; технологический этап (или этап коррекции); оценка достигнутого результата; завершающий этап);
--- контакт как с главным содержанием, так и на границе контакта (терапевт концентрирует как личный опыт клиента, так и уделяет внимание процессу, происходящему внутри взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом);
--- установление связи с креативностью клиента (иначе говоря, с его “внутренним ребенком”, или структурой “ребенок” по Э.Берну), активизация русурсов.

Кроме всего вышеперечисленного, нужно, чтобы психотерапия соответствовала культуре клиента, местности и духу времени; чтобы она была интенсивной, экономичной, сподручной и привлекательной. Всегда нужно стимулировать собственную активность клиента. Терапевт не родитель, а партнер. И симптомы нужно не уничтожать, а искать причины и работать на том уровне, где эти симптомы возникают.
Бывает так, что на начальном этапе работы у некоторых клиентов происходит обострение проблем, симптомов, что обязательно должно обговариваться, утилизироваться и наделяться позитивной интерпретацией.
Терапия должна развертываться от негатива к позитиву, от проблемы к здоровому состоянию, которое нужно формировать и развивать, а не сохранять и беречь (в качестве метафоры приведу сравнение с миром футбола: есть команды, чья тактика игры построена на нападении, а есть команды, которые все свои ресурсы тратят на защиту. В результате, и с опорой на защиту иногда можно выигрывать, но в том-то и дело, что иногда, я бы сказала в редких случаях). Для этого нужно культивировать соответствующие убеждения и установки, особенно у психотерапевта. Клиент должен знать, что у его психотерапевта имеются здоровые убеждения на счет возможности выздоровления клиента, что клиент может улучшить свою жизнь. Это важно!
Психотерапия может работать с биомиром клиента (пол, возраст и др.), его социальными отношениями (семья, работа), внутренним миром (убеждения, установки), духовным миром (религия, любовь, базовые данности бытия).
Психотерапия может акцентироваться как на проблемах, так и на возможностях человека.
В психотерапии и консультировании важным моментом является взятие ответственности клиентом за свою судьбу и свое здоровье. Клиент признает, что может сам принимать решения, консультант только создает условия. Новому поведению человек часто учится как альтернативному, более гибкому и конкурирующему. Появляется выбор, что отражает более “взрослую” и осознанную позицию клиента. Здесь важно научить пользоваться этим выбором и видеть (слышать, чувствовать) его в своей жизни. При этом нужно сделать так, чтобы симптом перестал нравиться и не имел вторичной выгоды.
Психотерапия выступает для клиента ценным событием, т.к. несколько часов тренинга или консультаций “заменяют” по интенсивности переживаний несколько недель или месяцев обычной эмоциональной жизни. Часто создается впечатление, что прошло много времени, и проблемы отодвинулись куда-то далеко и стали такими маленькими и невзрачными...
Психотерапия должна быть дозирована. Воздействие на клиента нужно рассчитывать так, чтобы при минимальном вложении получались максимальные результаты, при особой активации бессознательных процессов. И как в шутку говорят врачи: “Лучше не долечить, чем перелечить”. Клиенту нужно “столько давать духовной пищи, сколько он сможет съесть и удобно для себя переварить и усвоить”. Но не более и не менее.
Психотерапия может делать акцент на любом участке жизненной линии клиента: на прошлом, настоящем или будущем. Выгоднее, когда учитываются все категории времени: проблема “отсылается” в прошлое, далее ведется работа над ней и эмоционально отреагируется в настоящем, а затем формируется результат и задел адаптивности на будущее.
Психотерапия может быть:
- структурной,
- стратегической,
- феноменологической,
- парадоксальной и др.
Она может работать “глубоко” и “на поверхности”.
Модель психотерапии может быть:
- медицинской (суггестивная модель, например, гипноз),
- философской (гуманистическая, экзистенциальная),
- социальной (групповая, семейная, политическая),
- религиозной (религиозно-гуманистическая),
- магической (народные методы, внушение).
Психологическое консультирование относится к немедицинской модели психотерапии. Исходя из этого, сейчас идет тенденция на разделение: врач-психотерапевт и психолог-психотерапевт. Это важно уяснить для компетентности деятельности, т.к. например, соматическими вопросами должны заниматься врачи.
Психотерапия может решать вопросы окружения клиента, его поведения, способностей, убеждений, уровня идентичности и миссии.
Терапия может быть краткосрочной (до 10-30 встреч) и долгосрочной (от 100 до 400 и более сеансов). Может быть вербальной и невербальной; использовать слово, образ, действия, рисунок, музыку, дыхание и многое другое. Сейчас насчитывают от 500 до 900 самых различных методов.

Психотерапия может быть и противопоказана:
1. Когда очевидно, что требуется иное, не терапевтическое вмешательство, а, например, медикаментозное.
2. Когда методы психотерапии не эффективны или не эффективен сам психотерапевт.
3) Когда терапевт “не может” работать из-за этических соображений.
4) Когда возникают другие дополнительные ограничения (например, в разных психотерапевтических школах);
-----------------------------------------------------------------------------------
* В чем сходство и отличие психотерапии и психологического консультирования, можно прочитать в разделе «Полезная информация». В данной статье я использую термины «психолог-консультант», «психолог», «психотерапевт» как эквивалентные. Аналогично термины «психологическое консультирование» и «психотерапия» употребляются мною здесь как тождественные.

Список использованной литературы:
1. Со ссылкой на сайт http://www.eippp.kz/articles/detail/932 и источник: В.М. Гребенников, 16 окт 2008
2. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов /Н.Д. Линде. – М.: Аспект Пресс, 2009. –255 с.
3. Эренбегр О., Эренберг М. Ориентируясь в мире психотерапии - руководство для клиентов.

Наталия Холина. Психологическое консультирование    |    Правовая информация
Сайт управляется системой uCoz