Заметки на полях... |
Статьи и не только | На главную |
Ещё ~0~ | ~1~ | ~2~ |~3~ |
|
Урок плаванья (или жизни?) Несколько лет назад, только приехав отдыхать на любимое южное побережье, я шла к морю, чтобы с удовольствием поплавать, и случайно столкнулась с довольно милой девушкой лет 28, плескавшейся у самого берега. Три её подруги неплохо плавали и уплыли на приличную глубину – так, что им оставалось лишь перемахиваться и перекрикиваться со своей неплавающей приятельницей. А я, пока привыкала к водной прохладе, познакомилась и разговорилась с этой девушкой, назовем ее Людмилой. Люда приехала на море второй раз в жизни и явно грустила, что не умеет плавать. Она с завистью смотрела на уплывающих вдаль подруг, но зайти в море глубже, чем по пояс, не решалась. Сказала, что боится, но очень–очень хочет научиться, что это фактически ее стародавняя мечта… Явной просьбы побыть ее тренером по плаванью не прозвучало, но тем не менее, я вызвалась ей помочь и сказала, что если она хочет, пока я здесь, я смогу ей помогать и так, возможно, она научится наконец плавать (а о том, что я психолог, разговор так и не зашел). Радости и благодарности Людмилы не было предела. Она с большим рвением стала спрашивать, что ей нужно будет делать, что от неё потребуется, где ей лучше встать, с какой глубины мы начнем наш урок. Она была очень возбуждена и решительна, ей хотелось начать прямо сейчас, а я с волнением чувствовала, сколько на меня возложено её надежд, какое доверие она выражает мне, по сути незнакомому человеку, и как сильно она хочет добиться нужного результата. Она была готова сразу плыть, она торопилась. Я сказала, что это мы успеем, у нас много дней впереди, а пока ей нужно просто присесть в воде и, набрав в легкие воздуха, погрузиться в море с головой. Да не вопрос! Люда попыталась присесть. Села по шею. Снова встала. Страшно… Я её понимала и не торопила, но была настойчива: прежде чем мы попробуем плыть, надо окунуться в море с головой. Это было моим обязательным условием – для начала научиться не испытывать страха, оказавшись в воде целиком. Я не сторонник шоковых методов научения и знаю, что маленькими шажками можно быстрее достичь цели, чем прыгать сломя голову через пропасть своих страхов (можно ведь и не рассчитать), а шока у нас всех и так в жизни предостаточно. В глазах Люды читалось непонимание, она удивлялась, но старалась: надувала щеки, пыталась опустить лицо в воду, выныривала… Однако уйти под воду с головой у нее никак не получалось, макушка по-прежнему оставалась сухой. Я с ней говорила, спрашивала, что её пугает, что мешает или смущает. Я задавала вопросы о том, как ей моё присутствие рядом с ней, я интересовалась её чувствами. Я объясняла, что любой малыш сначала знакомится с окружающим пространством - смотрит, переворачивается, ползёт, привстает на слабеньких ножках, и лишь потом делает первые неуверенные шаги. Быстро побежит он гораздо позже. Но у нас есть время, целых десять дней. Если быть на пляже каждое утро и вечер, мы успеем проделать этот непростой путь. Я тоже очень хотела, чтобы Люда научилась плавать и была готова быть с ней каждый из этих десяти дней - утром и вечером. Люда хотела, но никак не могла опустить голову под воду. Она сжимала кулаки в своем бессилии. Вставала под водой на колени. Она брала меня за руки, то углубляясь, то выходя поближе к берегу. Мы стали ближе, перешли на «ты». Так, вдвоем, мы то шутили, то чертыхались. Было и весело, и сложно одновременно. Я усердно показывала ей на личном примере, как это просто – погрузиться с головой и оставаться под водой пару секунд, у меня уже даже глаза щипало от соленой воды, но все было тщетно: её голова по-прежнему оставалась практически сухой. Я подумала тогда, что моего терпения хватит, я просто буду с ней, буду поддерживать и не буду мешать, и пусть всё это займет столько времени, сколько ей необходимо, чтобы стать смелей. Через час она устала. Она была разочарована. Ей так и не удалось нырнуть полностью, и тем более поплыть. Я успокаивала её, потому что знала - преодолевать себя очень трудно. Это самое трудное состязание: борьба с самим собой. Мне тоже было грустно: надежды Люды я не оправдала, научить плавать легко и быстро так и не смогла. Я даже засомневалась в себе: всё ли я сделала, чтобы помочь ей? Мы вышли на берег. Люда стряхивала с себя воду и, разводя руками, признавалась в своей беспомощности перед морской стихией. Я спросила: - Люд, у тебя есть предположения, что тебе так мешает оказаться под водой полностью, уйти под воду с головой? Её ответ меня потряс: - Наташ, я не хочу мочить волосы, после соленой воды они будут выглядеть ужасно. ... Психотерапия часто похожа на урок плаванья. Пока мы только учимся плавать, не раз придется уйти под воду с головой: чувствовать себя неуверенно, выглядеть глупо и терпеть «отсутствие прически». Но весь секрет в том, что когда мы, наконец, научились и уверенно плывем, только нашим решением станет, мочить волосы или нет, а еще у нас появляется множество возможностей и только свой выбор – где плавать, с кем плавать, как быстро и каким способом. Наши возможности возрастают. Когда клиент решается на терапию – он еще только мечтает. Он очень хочет, он в нетерпении и ждет, когда его заветная мечта осуществится. Он уже жадно представляет, как, решив свою проблему (или достигнув поставленной цели), отлично заживет. А еще он понимает, что я как психолог многое могу, поэтому-то собственно, он и пришел, доверился мне. В клиентских фантазиях я практически Дед Мороз, полна чудес и ниспослана ему для того, чтобы он стал, наконец, счастливее. Особенно до тех пор, пока не нужно ничем жертвовать. Но часто клиенты не знают, что я - Дед Мороз лишь наполовину. И могу сделать подарок только тем, кто готов на многое, чтобы его получить. Кто готов на пути к новому отказываться от старого, порой стереотипного, тормозящего развитие, лишающего возможности меняться, но очень привычного, а потому дарующего иллюзию безопасности. Я – тот необычный Дед Мороз, который готов лезть на высоченную и крутую гору, где на вершине хранится заветный мешок с волшебством, но обязательно вместе с клиентом. Его смелость тоже лезть туда - лучшее подтверждение готовности честно взять и умело владеть своим подарком. А я всегда только ЗА! P.S. Через пару дней, проплывая вдоль берега, я увидела вдалеке маленькую фигурку Люды, одиноко сидящей на мелководье, рядом с копошащейся детворой в разноцветных надувных кругах. Мы помахали друг другу… и я поплыла своей дорогой, а она осталась там, где и была, защищая прическу от летящих на неё со всех сторон мутных брызг. О ней я почти сразу забыла: у меня были большие планы. Мне хотелось заплыть подальше и расслабленно качаться на волнах - в полной безмятежности и тишине. И там, в прозрачном спокойствии моря, я окончательно и бесповоротно поняла: психологическая помощь просто не имеет права совершаться без запроса, а еще - она не может предлагаться бесплатно. Я смогу быть полезной лишь при огромном желании и собственном вкладе клиента в достижение его заветной мечты. Зато при этих условиях я готова превратиться в самого настоящего, стопроцентного Деда Мороза и проводить своего клиента до самого большого мешка с подарками, чтобы он выбрал на свой вкус то, что ему захочется больше всего. 05.12.2009 © Наталия Холина
|
Наталия Холина. Психологическое консультирование | Правовая информация |